Велосипеды в Голландии

Есть у меня такая привычка — описывать город или страну, в которую я приезжаю, одним словом. Например, Лондон — это традиции, Цюрих — тишина, Новая Зеландия — природа. Иногда подобрать нужный эпитет получается не сразу. Требуется провести на месте несколько дней, пропитаться атмосферой, духом, настроением, и только потом понять, выделить самый смысл. Например, такой сложный и разнообразный город, как Москва, не описать моментально. Даже прожив там 28 лет, мне трудно однозначно выделить что-то одно, уж больно все в ней разное. Однако, стоит вам хоть раз оказаться в Голландии, подобное слово рождается моментально из без усилий. И слово это — велосипеды!

Велосипеды в Голландии

Велосипеды в Голландии

Велосипеды в Голландии — это что-то особенное, гораздо большее, чем мы привыкли о них думать. Для голландца велосипед, с одной стороны, — нечто обыденное, каждодневное и само собой разумеющееся. Ну как для нас с вами гречка. Пока она есть — никто про нее не вспоминает и не замечает. Но с другой стороны, без этой «гречки» жизнь стала бы другой. Так и современные голландцы совершенно не представляют своей жизни без двухколесного транспорта, который служит им верой и правдой каждый день без выходных. По некоторым данным, 80% жителей имеют свой собственный велосипед, а общее количество «железных коней″ превышает количество жителей — 18 миллионов против 16ти.

Велосипеды в Голландии

Велосипедам все возрасты покорны

Люди используют их с самого рождения, при чем не просто забавы ради, а исключительно в практических целях. Многие жители страны добираются на работу на велосипеде. Во-первых, это полезно для здоровья. Во-вторых, экономит вам деньги на проезд. В-третьих, это просто удобно, если вы живете недалеко. Дело в том, что езда на велосипеде здесь очень комфортна. Практически вдоль каждой дороги, по которой двигаются автомобили, проложена велодорожка. Бывает даже так, что тротуара нет, но велодорожка есть. Причем это все сделано и спроектировано с умом и точным расчетом, и не только в центре города или около достопримечательностей. Велодорожки проложены практически по всей стране, и даже в деревенской местности всегда вдоль основной дороги есть место для двухколесных, где вы можете легко и безопасно доехать до соседнего города в своем любимом седле.

Велосипеды в Голландии

Велодорожка

 

Велосипеды в Голландии

Велодорожка (фото отсюда — http://thinkgreen.ru/tg/v-niderlandax-mogut-poyavitsya-velodorozhki-s-podogrevom/)

Велосипеды в Голландии

Велодорожка (фото отсюда — http://venividi.ru/node/13196)

Иногда складывается впечатление, что велосипеды в Голландии выдают при рождении, так легко и непринужденно местные жители смотрятся в седле. Голландцы могут управлять ими в любом положении и в любую погоду. Очень часто можно встретить людей, которые в одной руке держат сумку, в другой — мобильный телефон, а руль не держит никто. И ничего, едут себе и в ус не дуют. У вас деловая встреча? Это не повод ехать на машине, вы можете ехать на велосипеде в костюме. Дождь? Тоже не проблема. Надел дождевик или взял зонт — ничто не может разделить голландца с его двухколесным другом.

Велосипеды в Голландии

Плохая погода не повод ходить пешком

Отдельного разговора заслуживает то, каких видов бывают велосипеды в Голландии. Стоит ли сказать, что есть даже целый вид, так и называющийся — Dutch Bike (голландский велосипед). Это такие максимально простые, без каких-либо наворотов и сложной техники велосипеды, словно сохранившиеся до наших времен с 20х годов прошлого столетия. Помните, в детстве у нас были Уралы — мечта любого мальчишки во дворе? Так вот это что-то похожее на Урал, или на Каму, на худой конец. Два колеса, массивная надежная стальная рама, руль и «ножной″ тормоз (это когда чтобы остановиться, нужно покрутить педали назад). И таких велосипедов здесь большинство.

Велосипеды в Голландии

Типичный голландский велосипед

Велосипеды в Голландии

Типичный голландский велосипед

Мне, как человеку, долгое время увлекавшемуся BMX, горными велосипедами и всякой такой штукой, по началу было очень непонятно, отчего все ездят на старом хламе. Ведь у нас в Москве такого уже и не купишь, везде продаются модные и отполированные горные велосипеды с неимоверным количеством скоростей и всякими амортизаторами. Но, пожив какое-то время здесь, понимаешь, что подобные велосипеды как нельзя лучше подходят голландцам. Они неубиваемые: чем проще механизм, тем меньше там ломаться. А поскольку условия эксплуатации приближены к экстремальным (каждый день, каждый год, и в дождь, и в снег), надежность очень важна.

Как вы можете себе представить, при наличии в городе такого огромного количества велосипедов, их где-то надо парковать. Европа, а Голландия в особенности, очень компактная, и лишней земли тут не бывает. Это значит, что специализированных стоянок для велосипедов тут почти нет. Я говорю почти, потому что впервые в жизни именно здесь я увидел многоярусную (!) крытую (!!) парковку для велосипедов. Одна из таких парковок находится сразу перед центральным вокзалом Амстердама. На ней люди оставляют своих «коней″ перед тем, как сесть на поезд и поехать куда-то далеко. А потом по возвращении забирают снова.

Велосипеды в Голландии

Велопарковка у центрального вокзала Амстердама

Но такие парковки встречаются редко, как правило люди оставляют свои велосипеды прямо на улице. И это еще один довод в сторону простоты и надежности. Даже если налетит ураган, тропический шторм, тайфун, цунами и град размером с апельсин, такому велосипеду все будет нипочем.

А еще здесь воруют. Да, кто бы что ни говорил про процветающую Европу, но кража велосипеда в Амстердаме — обычное дело. Практически у всех здесь установлен блокиратор заднего колеса, который запирается на ключ, когда хозяин уходит. Плюс крайне желательно привязать велосипед к чему-то стационарному толстой стальной цепью. А лучше двумя. И то не всегда помогает. Бывают случаи, когда сам велосипед стоит дешевле, чем все замки, которыми он прикреплен. Это, кстати, относится больше к Амстердаму. Например, в Хаарлеме, где я живу, практически никто не пристегивает велосипеды цепями к чему-либо. Просто блокируют колесо (да и то потому, что иначе не вытащить ключ), и оставляют велик просто так стоять. Но из-за того, что город спокойный, в нем мало туристов (а как следствие и всяких криминальных личностей), никто по поводу кражи не волнуется.

Велосипеды в Голландии

Парковка под открытым небом

Велосипеды в Голландии

Парковка под открытым небом

Велосипеды в Голландии

Парковка под открытым небом

Велосипеды в Голландии

Свободно стоящие велосипеды в Хаарлеме

Но не надо думать, что велосипеды в Голландии — это сплошь старье и рухлядь. Наоборот, тут есть такие экземпляры, которым диву даешься. И некоторые стоят весьма прилично — бывает, цены доходят до 2000 Евро за велосипед (с виду — вполне обычный). Поскольку велосипед во многом заменяет голландцам автомобиль, то как и среди машин, тут бывают разные модели байков. Прогулочные, грузовые, спортивные, транспортные, с корзинками и без, и все выглядят как-то по-особенному.

Велосипеды в Голландии

Выглядит просто, но рама стильная

Велосипеды в Голландии

Необычная рама

Велосипеды в Голландии

Мечта любой девочки — розовая корзинка и цветочки

Велосипеды в Голландии

Классика

Помимо обычных и необычных, но более-менее классических велосипедов, в Голландии можно встретить разного рода «апгрейды». Например, специальные детские кресла или же огромные транспортные ящики, приделанные спереди

Велосипеды в Голландии

«Навороченный″ велосипед — есть скорости, «ручные» тормоза и детское кресло

Велосипеды в Голландии

А сюда поместится мешок картошки или пара детишек — зависит от ситуации

Велосипеды в Голландии везде. Сперва, будучи неопытным жителем или туристом, очень трудно привыкнуть смотреть по сторонам уже после того, как перешел проезжую часть дороги. Но тут зачастую после проезжей части идет велодорожка. И не дай вам Бог оказаться на ней одновременно с проезжающим мимо велосипедистом. Хорошо, если он просто вас обругает, объедет и поедет дальше. Но он запросто может вас сбить, и виноваты при этом будете вы. И помимо ушиба вам еще достанется штраф за порчу имущества. Так что гуляя по городу, всегда будьте внимательны. Со временем вы привыкнете к этому и будете всегда смотреть по сторонам, и особенно замечать велосипедные дорожки. Благо, они всегда явно обозначены (как правило красным цветом асфальта), и иногда даже подсвечиваются.

Что касается меня, то и я решил не отставать от остальных жителей и приобщился к велодвижению. Я и в Москве еще ставил эксперимент и ездил на работу на велосипеде, но там город для этого совершенно не предназначен. Постоянно на твоем пути какие-то препятствия в виде бордюров, ям или подземных пешеходных переходов. Простая поездка в 10 километров требует удивительных сил и навыков. Я то умею и на бордюр запрыгнуть не останавливаясь, и силы хватит на руках спустить и поднять велосипед по лестнице. Но, например, на дорогу выезжать мне было страшно — наши водители мотоциклистов то не видят, а уж велосипедистов и подавно.

Велосипеды в Голландии

Светофор для велосипедов

В Голландии же к велосипедам все давно привыкли. На дорогах даже есть специальные буферные зоны при поворотах — это место, куда машина может заехать при повороте, подождать, пока проедут велосипедисты, и продолжить движение, не блокируя основной поток машин. Плюс светофоры для велосипедистов — обычное дело. Зачастую им даже отдается приоритет в движении — сначала зеленый включается для двухколесных, потом — для машин. Поэтому в этой стране на велосипеде ездят все, даже очень пожилые люди (я лично встретил 80тилетнюю бабушку с велосипедом в поезде). И если вдруг голландцу сказать, что ты не умеешь ездить на велике, он просто тебе не поверит, а потом долго еще будет удивляться, почему так получилось.

Велосипеды в Голландии

Не пробка, но на светофорах люди скапливаются

Я чувствую, что еще многого не рассказал, но эта тема такая, про что говоря, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому я остановлюсь здесь, а если что-то хотите спросить — пишите в комментарии. А на последок — фото моего велосипеда.

Велосипеды в Голландии

Мой складной железный конь

Да, он тоже необычный, зато я могу ездить на нем до работы и брать с собой в поезд. А вообще, следуйте моему совету — отказывайтесь от машин в пользу велосипедов. По крайней мере весной-летом, ну и если расстояние позволяет, конечно же. Начать свое утро с поездки, размять мышцы и вдохнуть свежий воздух — это очень круто!

Удачи!

15 thoughts on “Велосипеды в Голландии

  1. Руслан

    Ездить на велосипеде на работу — моя давняя мечта! В Москве, это действительно малореально, а если и осуществимо, то малоприятно :)
    Георгий, а как вообще с погодой в Амстердаме по сравнению с Москвой? Не напрягает ли постоянная ненастье и тучи над головой?

    • Руслан, что-то я пропустил ваше сообщение, только сейчас понял, что оставил его без ответа.
      Погода разная. По сравнению с Москвой — теплее и умереннее. Тут не бывает морозов (в этом году минимально было -1 и то недолго), но при это не бывает и жары (летом обычно +25). Ненастье вовсе не постоянное. Дождь есть, иногда непредсказуемо, но не так, что каждый день. Например, когда я приехал, дождя не было с сентября по ноябрь вообще ни капли. Но зато потом (и вот зимой) поливает, но не страшно.
      Сейчас я больше хожу пешком, потому что зимой если утром было ясно, то вечером может пойти дождь, а под дождем на велосипеде не оч здорово (ибо холодно). Но голландцы не парятся и ездят, дело привычки

  2. Георгий, прочитал весь блог, у вас очень легкая и приятная манера изложения, пишите еще! Мы с женой в конце июля хотим покататься на велосипедах по Нидерландам, после вашего описания укрепился в мысли, что Харлем точно стОит посещения :) Может даже с ночевкой где-то в Warm Showers.

    • Спасибо за отзыв. Я очень очень хочу написать что-то еще, но пока нет времени и вдохновения. Подпишитесь на email-уведомления или на мой twitter, чтобы узнать о новой статье одним из первых :)

  3. Прочитав вашу статью возник такой вопрос: а за сколько реально аупить велосипед? И, например, если покупать у кого-нибудь с рук, чтт будет если велосипед окажется краденым?

    • Если ездить на велосипеде, то в день экономист примерно 4-5 евро. При стоимости б/у велика в 100 евро он окупится за месяц.
      Покупать лучше не с рук, а в магазине, торгующем б/у велосипедами. Даже если тот вдруг окажется краденым, то у вас все равно будет чек и претензий никаких к вам не будет.

  4. А я вот чего не понимаю, как люди ездят в магазин за покупками, если нет машин? Вот, например, в Москве является нормой — поехать в выходные в Ашан, купить там сумок 5-6 продуктов и всяких сопутствующих товаров и привезти домой. Ну допустим, в магазин можно заходить через день и приносить на руках или в корзине велосипеда что-то не очень большое. А как быть с более габаритными вещами и товарами (большие пакеты подгузников, бытовая химия, разные штуки из Икеи и т.д.)? Голландцы это все с доставкой на дом заказывают?

    Спасибо за ответ.

    • Ежедневные покупки делаются на велосипеде. Однако машины у голландцев тоже есть (и их много), и они ими часто пользуются. Просто это не так заметно, как в Москве. Но в выходной день у торговых центров (которые, кстати, вынесены за черту города) машин много, и все несут в них большие сумки.

  5. Антон

    Георгий, спасибо за статью. Прочел весь блог (ams) на одном дыхании. Скажите, в Харлеме парковка тоже платная? Если например иметь машину, но пользоваться ею только в выходные, это тоже будет накладно?

    • Для жителей города парковка стоит 300 евро в год, если жить в историческом центре и 100 евро в год, если за его пределами. При этом парковаться можно в любом месте в пределах зоны (по сути — как у нас во дворе, где нашел место там и встал).

  6. татьяна антипина

    А велосипедная парковка платная?

  7. А платные или бесплатные, как-то отличаются друг от друга?)))

Добавить комментарий