Москва — Голландия на машине. Часть 3. Граница

* Читайте также первую и вторую части рассказа про мое путешествие Москва — Голландия на машине.

На следующий день мы хотели проснуться пораньше, чтобы пройти границу до того, как туда ломанутся все желающие. Преодолев огромное желание поваляться в кровати подольше, а лучше вообще плюнуть на все и остаться отдыхать, мы проснулись в 6:30 и начали собираться в дорогу.

Завтрака в гостинице у нас не было, но это не беда, ведь провианта мы с собой везли предостаточно. Чай с бутербродами и йогурт зарядили нас энергией и дали надежду, что обедать мы будем все-таки в Польше.

После всех сборов мы выехали в районе 8 — как говорится, пока то, пока сё… К счастью, от Бреста до границы с Польшей рукой подать — всего каких-то 5 километров, и вы на месте.

КПП перед границей Беларусь-Польша

КПП перед границей Беларусь-Польша

Вопреки нашим ожиданиям, машин было уже немало. На фото выше — лишь конец очереди (я случайно проехал мимо нужного ряда и проскочил аж до самого начала очереди и выехал на встречку, пришлось потом сдавать задним). В итоге перед нами было примерно машин 20, может чуть больше.

Казалось бы, 20 машин — это немного. И вроде как пройти контроль мы должны были быстро. Однако буквально как мы подъехали, Беларусские пограничники устроили пересменку и закрыли КПП на час. То есть ровно час мы просто так стояли в очереди и ничего не делали.

Обычно бывает, что неопределенность помноженная на усталость, вызывает народные волнения. В этот раз ничего такого не было, все мирно сидели/стояли у своих машин, кто-то обсуждал перспективы быстрого прохождения таможни, кто-то просто болтал за жизнь. В одном из таких разговоров я подслушал, что неподалеку есть другой пропускной пункт Дамачава, где меньше машин и быстрее досмотр. Три машины из России, которые ехали вместе, решили поехать туда и испытать удачу. Мы же решили остаться на месте, потому что еще неизвестно что там, а мотаться туда-сюда желания не было.

В процессе ожидания можно было насмотреться на разные типажи, пересекающие границу. Их можно охарактеризовать примерно так. Первый — туристы, чаще из России, которые зачастую тут первый раз, ничего не знают, поэтому нервничают, суетятся.

Второй тип путешественников — это челноки. То есть люди, которые ездят в Европу затариваться товарами на перепродажу. Эти люди ведут себя очень расслаблено. Они трепятся по телефону, узнают жизнь друг друга, даже занимают очередь для коллег. Перед нами стояла машина, к которой сначала приехала некая «Светка», а потом к Светке приехал еще какой-то «Андрейка» (имена вымышлены, все совпадения случайны). К этому же типу можно отнести просто работяг, которые не связаны с перепродажей, но для которых поездка в Польщу также является обыденностью.

Третий тип — это Поляки. Они держатся группами, общаются только между собой, также занимают места для «своих». Я так понимаю, чаще эти поляки тоже либо работают, либо что-то закупают в Беларуси и потом перевозят через границы — уж больно они не похожи на туристов.

Я причисляю себя к первому типу: первый раз на границе на машине, ничего не понятно, будут ли досматривать или нет, а можно и везти то или это, хватает ли документов… В общем все время в напряжении. Из-за постоянной неопределенности нельзя толком ни поспать, ни от машины отойти (а вдруг запускать начнут?). Голова забита мыслями, что же делать, если вдруг не хватит документов и нас не пустят.

За такими мыслями прошел целый час, после которого, наконец-то, начали машины запускать на КПП. Вообще, стоит сказать, процесс прохождения границы полон разочарований и несбывшихся надежд. Вот стоишь ты в очереди на КПП и думаешь, что стоит тебе проехать заветный пункт — и все, дальше все свободно. А вот и нет. Оказалось, что на первом КПП вам просто выдают талон на прохождение границы — бумажка с информацией об автомобиле, количестве пассажиров и т.п. С этой бумажкой все проезжают дальше, где обнаруживается еще одна очередь — на досмотр.

Причем мораль подрывает еще и тот факт, что в очереди стоят не только те машины, которые были передо мной на момент пересменки, но и те, что успели проехать за КПП до ее начала. Получается, что стоять перед досмотром нам предстояло еще час.

Но на самом деле это не так. Видимо пересменка затронула также и пункт досмотра, потому что как только мы туда въехали, очередь стала двигаться довольно быстро. Примерно за полчаса мы добрались непосредственно до площадки досмотра.

Процесс этот крайне простой. Сначала у всех машин, находящихся на площадке (это примерно 4-5 за раз), собирают паспорта на всех пассажиров. Их относят в будку, где в них штампуются печати о выезде с территории таможенного союза, плюс, судя по всему, проверяют валидность документов. Потом, спустя минут 10, паспорта всем возвращают, но требуют открыть багажник. Это чисто формальность — ничего физически не досматривают и внутрь тюков и чемоданов не лезут. Важно просто, чтобы не было никакой видимой запрещенки, вроде зенитной установки (вспоминается эпизод из фильма Брат-2).

Как я уже говорил, несбывшиеся ожидания и разрушенные надежды нас не покидают на протяжении всего прохождения границы. Выезжая после таможенного досмотра, я был уже почти уверен, что все, это был последний рубеж с очередями и вот сейчас-то заживем припеваючи. Как бы не так. После Беларусской таможни и контроля, нас ждало все то же самое в исполнении Польской стороны.

Судя по размеру очереди, дела тут шли не особо быстро. Если Беларусы досматривали весьма поверхностно (им то какая разница, что ты там вывозишь), то Поляки были более придирчивы. Помимо проверки документов (страховка, виза, документы на машину), они еще проверяли содержимое багажа. При чем именно проверяли — просили открыть сумки, показать, что внутри. Конечно, они досматривали не все подряд (да и не всех), иначе процесс затянулся бы на годы.

Кстати, подсказка для всех, кто поедет через эту границу. При прохождении досмотра, как на Беларусской, так и на Польской стороне, есть два коридора — зеленый и красный. Подразумевается, что зеленый — это для тех, кому нечего декларировать, а красный — наоборот, если нужно заполнять таможенную декларацию. Однако, как я впоследствии наблюдал, пограничникам в целом без разницы, по какому коридору ты едешь. То есть если вам есть что декларировать, то вам без вариантов в красный, тут все понятно. Но если декларировать ничего не нужно, то можно все равно поехать в красный — пограничники ругать не станут. Такой ход поможет слегка сэкономить время, поскольку красных коридоров было больше, а машин, которые в них едут — меньше. Я этого сначала не знал, поэтому встал в зеленый и наблюдал, как мимо проезжают машины, которые до этого стояли после меня в очереди.

После еще одного (двух?) часа толкания в очереди, мы наконец-то добрались до досмотрщиков. Надо сказать, люди они довольно приветливые. Несмотря на то, что от Польских пограничников такого не ожидаешь, они почти говорят по-русски на достаточном для прохождения границы уровне. У нас попросили документы на машину (свидетельство о регистрации), страховку «Зеленая карта» и паспорта с визами. Увидев карточки с видом на жительство в Голландии, они там с интересом заулыбались и стали спрашивать, действительно ли мы там живем и как оно там :)

Единственное, что омрачило границы, это то, что у нас отобрали йогурты и колбасу. В Евросоюзе есть закон, ограничивающий ввоз мясных и молочных изделий. Поэтому на границе всех об этом спрашивают и просят выбросить. Конечно, можно и не признаваться в том, что у вас целый мешок колбасы с собой. Однако если потом вас с этим застукают (а они могут провести выборочный досмотр), то вам будет хуже — или штраф, или отказ во въезде, или еще какие кары. Я, как честный человек, признался, что у нас есть йогурт, колбаса и сыр. Под наблюдением милой тетушки мне, практически со слезами на глазах, пришлось выбросить в урну пол батона вкусной копченой колбасы и много чего еще. Тетушке видимо тоже стало нас жаль, потому что на некоторые продукты она закрывала глаза, говоря что, мол, это как бы нельзя провозить, но так и быть, в этот раз оставляйте. Также, я, как человек рассеянный, забыл про суп, который мы везли в термосе. Это это мясо-молочный продукт два-в-одном. Но ничего, провезли его в целости.

Распрощавшись с тетушкой-пограничницей, мы наконец-то въехали в Европу, оставив позади границу и 5 часов своей жизни. Пожалуй, из всех этапов нашего путешествия Москва — Голландия на машине, граница — самый сложный. Уставшие (скорее морально, чем физически), мы въехали в Европу. И вопреки всем ожиданиям, Польша нас встретила не очень по-европейски, хотя об этом — в следующей части…

Добавить комментарий